Описание

Межрегиональный академический исследовательский проект «Красные ворота/Против течения» в соответствии с концепцией проводится один раз в два года.

В его основу положена методика европейского просветителя XVII века Яна Амоса Коменского, создавшего энциклопедический труд «Мир чувственных вещей в картинках», в котором он разложил весь окружающий мир на 150 объектов, своеобразным способом классифицировал эти объекты и составляющие их элементы.  

Рабочая группа академического проекта, основываясь на труде Коменского и консультируясь с различными специалистами, классифицировала мир, окружающий современного человека, условно расчленив его модель на 100 объектов, предназначенных для художественного исследования. 

С 2014 года раз в два года при помощи жребия определяются 10 из 100 тем-объектов которые становятся поводом для создания произведений искусства.

Творческий союз художников России ставит перед собой задачу отобразить через произведения художников начала XXI века многообразие окружающего мира природы и человеческих отношений, исследовать арт-процесс, произошедшие изменения, оценить роль искусства в происходящих социально-политических процессах.

Проект рассчитан на 20 лет, его основным итогом должно стать аналитическое исследование художественной ситуации в отечественном изобразительном искусстве, издание 10 томов арт-энциклопедии «Красные ворота/Против течения». Проект планируется завершить в 2032 году, с завершением художественного прочтения всех 100 тем-объектов из «Списка Коменского. 

За все время проведения проекта его участниками стали более 2 000 художников, лауреатами именных премий стали 132 художника из Москвы и регионов России, на конкурс было прислано около 20 000 заявок из которых отобрано порядка 3 500 работ для участия в проекте. Проведено 26 выставок в Москве и городах Поволжья (Саратове, Казани, Тольятти, Саранске, Уфе, Чебоксарах) в ведущих художественных музеях страны. Аудитория каждого проекта составляет более 10 000 человек.

«Красные ворота/Против течения» демонстрирует наглядную картину пластических традиций отечественного изобразительного искусства, обнажает проблематику в сфере изобразительного искусства и художественного образования. Сопоставление в проекте различных художественных школ, индивидуальных творческих практик дает возможность исследовать актуальные тенденции в современном художественном процессе. 

Выставочно-исследовательский проект благодаря своей идее, маршруту и искусствоведческому содержанию, в предыдущие годы стал динамической образовательной и просветительской платформой, нацеленной как на повышение профессионального уровня молодых художников регионов, так и на расширение культурного базиса населения.